Выступление с лекцией "Роль математики в воспитании экономически грамотного населения"
на курсах повышения квалификации учителей математики при ИРО РТ.
Презентация электронного сборника, 25 ноября 2016 года.
Методический семинар
Использование инновационных технологий в самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
Введение.
В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека.
Возникают противоречия между традиционным подходом к преподаванию математики (передача информации от учителя к ученику) и высокими требованиями к сегодняшнему выпускнику (должен уметь самостоятельно входить в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат).
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
- личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию;
- метапредметным, включающим универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- предметным, включающим применение знаний и умений данной предметной области в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: умение самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; владение основами самоконтроля, самооценки; умение обобщать, анализировать, классифицировать; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения этих результатов в настоящее время существует немало способов инновационного обучения, например такие, как, активные методы обучения, модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, метод проектов и т.д.
В условиях информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий (ИКТ и МТ) результатом обучения является новое качество личности – информационно-коммуникативная компетентность (ИКК), определенная как одна из ключевых.
Требования современного общества, рынка труда к специалистам: квалифицированные, предприимчивые, максимально использующие свои творческие задатки, имеющие высокий уровень владения современными информационными технологиями, основанными на применении персональных компьютеров в практической деятельности любого специалиста.
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования.
Продуктивна та технология, с помощью которой можно получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологии.
Основная проблема при проектировании инновационных продуктивных технологий, которые позволяют при наименьших затратах труда и времени, получать максимально высокий результат, состоит в том, что необходимо помнить о том, что любая технология должна быть здоровьесберегающей, что вытекает из п.1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.»
Целью данной работы является выявление положительных сторон при использовании инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- Рассмотреть целесообразность применения тех или иных инновационных технологий на различных этапах урока или во внеурочное время.
- Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.
- Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.
Поэтому важным является формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ. А это достигается посредством применения системно - деятельностного подхода, который обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся.
Основная часть.
Понятие «инновация» определяется как нововведение, приращение, способствующее качественному изменению образовательной среды.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
-Информационно-коммуникационные технологии
-Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации
-Интерактивные технологии (проектный метод, включающий
проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
-Игровые технологии
-Личностно-ориентированные технологии обучения
-Тестовые технологии
-Здоровьесберегающие технологии
Более подробно хочу остановиться на информационно-коммуникационных технологиях.
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля. Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий.
Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля знаний
Преимущества информационных компьютерных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в работе преподавателя.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.
Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране - всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса - школьная доска. Доска - это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Сегодня ученики обладают высоким уровнем знаний и показывают стабильные результаты, тем не менее, теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо. Отсюда можно сделать вывод, что надо повышать не только их активность, но и самостоятельность, что даст необходимый развивающий эффект. Мы не должны забывать о том, что у обучающихся XXI века должны быть сформированы такие навыки, как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность.
ФГОС ориентирован, в том числе на становление таких личностных характеристик школьника, как уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, приходить к взаимопониманию, сотрудничеству для достижения общих результатов. Кроме того, требования ФГОС к методике обучения предполагают формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций.
Сегодня также есть востребованность высокого уровня учебных достижений со стороны родителей и учащихся. Внедрение в практику использования новых средств обучения - интерактивных учебных пособий, цифровых образовательных ресурсов является необходимым условием для учителя. Необходим переход от традиционной системы обучения к личностно-ориентированной. В свое работе успешно применяю образовательные, личностно- ориентированные технологии, ИКТ – технологии, использую цифровые образовательные ресурсы.
Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса, активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода, создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках математики создают благоприятные условия для развития каждого ребёнка. При этом повысилась качественная успеваемость учащихся: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности; в итоге повышается не только успеваемость, но и качество ЗУН учащихся в классах. Эффективно используется учебное время на уроке, снижаются нагрузки учащихся, повышается их интерес к предмету, к творческой и исследовательской работе, что способствует достижению воспитательных целей на уроке: работа в группах учит ребят общению, взаимопомощи, ответственности, развивает навыки самостоятельной работы, творческие способности, формирует общественное мнение.
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.
Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и в становлении Личности ученика. Обычно ученики, имеющие низкие учебные возможности не могут проявить себя, а имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.
Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет. Проектная форма обучения лучше других позволяет решать указанные задачи.
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Решая компьютерные тесты, учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка. Однако не факт, что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.
А моя педагогическая позиция – воспитание успехом в учебном труде.
Использование информационно-коммуникационных технологий помогли учащимся достичь высоких результатов в учёбе, олимпиадах и конкурсах.
Заключение:
Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности учащихся.
Вывод:
Инновационные технологии и достигаемые результаты:
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в группах 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, конкурсах по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности.